Новая Гранада и США

Внешнеполитические отношения Республики Новая Гранада с Соединенными Штатами Америки строились на чисто экономической основе.

Новая Гранада и США

Американцы начали активно действовать в Новой Гранаде, особенно в области транспортных коммуникаций. Так, с начала 30-ых годов XIX века возникла длительная тяжба между новогранадским гражданином, немцем Элберсом и американцем Барроусом по поводу концессии на организацию пароходного сообщения по Магдалене. Американский гражданин даже обращался к госсекретарю США. В конечном итоге Элберсу пришлось уступить. Сделал он это в начале 50-ых годов.

Особый интерес США проявлялся к зоне Панамского перешейка, отлично понимая его огромное стратегическое значение. Новогранадцы же отдавали себе отчет в опасности этого интереса и старались упрочить свое положение в этой зоне. Не имея собственных возможностей для строительства железной дороги и канала через перешеек, правительство Новой Гранады пыталось привлечь к этому делу концессионеров европейских стран – Великобритании, Франции, Голландии, Испании, а также США при условии обеспечения этими державами суверенитета Республики над территорией Панамского перешейка. Однако эти попытки не имели успеха, и США удвоило усилия в получении особых привилегий в перешейке. В 1846 году специальный уполномоченный США Бидлок начал в Боготе переговоры с правительством Новой Гранады о заключении двух договоров – о праве США на пользование Панамским перешейком, и о торговле.

Новогранадцы не пошли на заключение особого договора о Панаме. В конце 1846 года был заключен торговый договор с США сроком на 20 лет, который, однако, содержал статью о торговых привилегиях США в зоне Панамского перешейка. Одновременно договор гарантировал его полный нейтралитет.

Для США это был дипломатический успех. Используя договор 1846 года, американские капиталисты получили у новогранадского правительства концессию на строительство железной дороги через Панамский перешеек. Эта дорога стала необходима после обнаружения золота в Калифорнии, так как перешеек был кратчайшим путем туда  для тысяч золотоискателей, сплошным потоком ринувшихся в золотоносный район.

Железная дорога была построена в 1850-1855 годы. Концессия на нее была предоставлена американскому гражданину Аспинуоллу на 50 лет со дня открытия дороги. По условиям концессии американская сторона должна была выплачивать в новогранадскую казну ежегодно по 250 тысяч песо. По истечении срока концессии в 1907 году, железная дорога и все ее имущество должны были перейти в собственность Республики.

После завершения строительства в Панаму хлынул поток американцев, часть которых оседала на перешейке, а другая транзитом направлялась в Калифорнию.

В Панаме американцы вели себя нагло, вызвав неприязнь местного населения. В апреле 1856 года вражда вылилась в открытое вооруженное столкновение, получившее название “арбузная война”. Поводом к событиям послужил отказ американца заплатить панамцу за проданный арбуз. Американцы открыли стрельбу, панамца ответили тем же. В результате было 17 убитых и 29 раненых с обеих сторон. Вашингтон грозил оккупацией перешейка в случае, если новогранадское правительство откажется от возмещения убытков пострадавшим гражданам США. Президент Мальярино отверг вину новогранадской стороны, переложив ответственность на самих американцев. Тогда в июле 1856 года США направили в Панаму два военных корабля. 19 сентября 1856 года американская морская пехота впервые высадилась в Панаме и установила контроль над железной дорогой.

Урегулирование конфликта растянулось на десятилетие. Лишь в 1865 году колумбийское правительство решилось принять требования США, обязавшись выплатить 412 тысяч долларов в порядке компенсации за “ущерб, причиненный американским гражданам”.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Комментировать

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code